» » Что за наука "Педология" или почему Советская власть запретила тесты в школе?
на правах рекламы

Что за наука "Педология" или почему Советская власть запретила тесты в школе?

Автор: admin от 21-01-2017, 22:27
Что за наука "Педология" или почему Советская власть запретила тесты в школе?
19 января 2017 г. 21:22:41
Что за наука "Педология" или почему Советская власть запретила тесты в школе?
История развития метода тестирования в Советском Союзе была во многом трагичной. После бурного расцвета в 20-30 гг. тесты в СССР оказались под запретом вплоть до конца 70-х годов прошлого века. С чем был связан 40-летний период почти полного забвения тестирования как метода в отечественной педагогической практике?Рассматривать проблему использования тестов в Советской России невозможно без упоминания педологии. Это научное направление возникло в конце XIX века на Западе и бурно развивалось в России еще до Октябрьской революции.Само название – педология – можно интерпретировать как науку о ребенке. И это в основном отражает направление деятельности педологов и главные принципы их деятельности:1. Педологи считали, что изучение ребенка должно быть комплексным, они пытались найти универсальные средства для всестороннего изучения детской личности, используя знания и методы не только психологии, но и физиологии, психиатрии, педагогики, педиатрии.2. Ребенок в педологии рассматривался как существо, постоянно меняющееся, поэтому считалось, что изучать его личность можно лишь с учетом динамики его развития.3. Ученые-педологи были убеждены, что развитие ребенка нельзя рассматривать, не учитывая среду, в которой он живет, а окружение ребенка влияет не только на его психику, но и на физическое развитие.4. Изучив всесторонне личность ребенка, педологи стремились создать эффективные методы, способствующие его развитию. Именно по инициативе педологов были организованы первые педолого-педагогические консультации, активно велась работа по сотрудничеству с родителями.Руководителей молодого советского государства педология с ее революционными методами сначала вдохновляла. Ученые получали государственную поддержку своих разработок. Следует сказать, что тестирование широко применялось в педолгии как эффективный метод всестороннего изучения ребенка.Получило всеобщее распространение тестирование и в советских школах того времени. Правда, школьные тесты для проверки знаний в основном были заимствованы у западных психологов. С тестами по математике все было просто: их не надо было менять! Взяли тесты Вуди и с успехом начали применять. Задания для проверки навыков письма и техники чтения тоже заимствовали, изменив материал на русскоязычный. Немного переработали и использовали тесты и по другим дисциплинам. А вот с проверкой знаний по обществоведению возникла проблема.Новые политические реалии требовали и нового общественного сознания, не имеющего аналогов в мире. Поэтому западные тесты по обществознанию нельзя было просто доработать. Необходимо было создавать новые, оригинальные, отражающие новые советские реалии.Однако профессионализма у разработчиков таких тестов было недостаточно: ведь до этого они в основном трудились над созданием тестов одаренности, а сейчас от них требовалось нечто совершенно иное. В результате задания получались не совсем продуманными. Например, в тесте по обществознанию для школьников встречался такой вопрос: «Кого защищает Красная Армия?» и были предложены следующие варианты ответов: 1) Родину; 2) церковь; 3) трудящихся. Разработчики подразумевали третий вариант ответа в качестве правильного, однако 69% опрошенных выбрали первый вариант (что также было по сути верным).Очень часто в тестах по общественным дисциплинам использовалось и обращение к религиозным знаниям, например, тест, составленный для учеников второго класса, содержал такой вопрос: «Назовите самый большой праздник трудящихся». Школьник должны были выбрать правильный вариант из пяти предложенных: 1) Новый год; 2) Рождество; 3) Октябрьская Революция; 4) Пасха; 5) Отпуск. Понятно, что делалось это в основном в связи с повсеместной атеистической пропагандой.Тесты такого рода использовались не только в общеобразовательных учебных заведениях, но и в школах политграмоты. А так как обучались там красноармейцы, крестьяне и рабочие, иногда с трудом умеющие читать и писать, ответы на подобные вопросы повергали представителей советской власти в шок: красноармейцы не могли назвать имена своих идеологических вождей, оказывались абсолютно неграмотны в политических вопросах, продолжали жить в мире обыденных житейских понятий. Так, на вопрос «Кто является соглашателем?» 30% учащихся школ политграмоты называли в качестве ответа имя В.И. Ленина, так как слово «соглашатель» ассоциировался в их понятии с тем, кто несет мир и согласие.Пугали чиновников не только ответы на подобные тестовые задания, но и сами формулировки вопросов. В то время, когда правительство всеми силами стремилось взять под полный контроль сознание каждого гражданина, таких вопросов просто не должно было возникать. К 30-м годам сформировался двойной стандарт: истинная картина окружающей действительности подменялась агитационным плакатом при помощи любых доступных средств.И в таких условиях педологи с их тестовыми методами стали неугодны, более того, превратились в политических врагов. Как, например, руководители партии могли допустить объективные исследования бытовых условий и влияние их на детское развитие в условиях голода 1932-1933 гг..? Тогда пришлось бы признать, что крестьянский ребенок не может усвоить школьные знания, потому что постоянно недоедает.Начались гонения на педологию. Отчасти объяснялось это и личной неприязнью Сталина. Педологические исследования активно поддерживали политические лидеры (в частности Л.Д. Троцкий), ставшие его оппонентами, и, соответственно, объявленные врагами Советской власти. Вместе с ними в «опалу» попала и педология, и, в конечном итоге, тесты, которые признавались порождением вредоносной педологической мысли. В 1936 году применение тестовых методов было официально запрещено.В педагогике же воцарилось удобное для советского руководства представление о том, что ребенок, его психика и сознание – чистый лист, записи на котором должны производиться только в соответствии с указаниями партии и правительства, а ответственность за результат целиком возлагалась на учителя.Статья написана по материалу книги Кадневскго В.М. «История тестов»
Источник
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.